Родилась 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка Алтайского края и была младшей дочерью в многодетной семье колхозников. Закончив школу, Екатерина Савинова отправилась учиться в Москву " на артистку". Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в Землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курс Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для неё. Позднее Савинова поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. По окончании института она была зачислена в Театр-студию киноактёра.
В институте она познакомилась с Евгением Ташковым, будущим известным кинорежиссёром. Через восемь месяцев после окончания ВГИКа он сделал ей предложение. Реакция Савиновой была немного странной - она расплакалась. Но согласилась... А через несколько лет у них родился сын, которого назвали Андреем.
Кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в 1949 г. в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где ей досталась роль белокурой озорницы Любочки. Однако эта встреча со знаменитым режиссёром самым негативным образом сказалась на последующей судьбе актрисы - Пырьев попытался приударить за юной провинциалкой, однако получил такой отпор, какого до этого не удостаивался даже от самых знаменитых актрис - Савинова дала ему пощёчину. Режиссёр затаил обиду на строптивую актрису и сделал всё возможное, чтобы её карьера в кино не состоялась. Например, в 1956 г. режиссёр Григорий Чухрай собирался снимать её в главной роли в фильме "Сорок первый", но Пырьев, в те годы возглавлявший "Мосфильм" и бывший председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР, волевым решением снял актрису с этой роли и назначил другую исполнительницу. После этого ни один режиссёр не имел возможности пригласить Екатерину Савинову на крупную роль в своей картине. Поэтому актриса в те годы исполняла, главным образом, второстепенные роли. Сыграла Дуняшу в "Большой семье", официантку Клаву Шубину в "Тени у пирса", старуху в "Детях партизана", девушку-дирижёра Катю Воропай в комедии "В один прекрасный день". Драматическое дарование Савиновой раскрылось в роли Ольги в "Колыбельной", где она сыграла молодую женщину, сломленную ранним вдовством и гнётом семьи погибшего мужа.
Не до конца были реализованы её богатые певческие данные, хотя актриса после ВГИКа закончила институт имени Гнесиных по классу вокала.
"У Кати был замечательный голос - три с половиной октавы, - рассказывает муж актрисы Евгений Ташков. - Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на чётвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учёба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно - в Большой театр, другое - на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого".
На сцене Театра-студии киноактёра Екатерине Савиновой великолепно удавались роли героинь, возраст которых много превышал возраст самой актрисы. Так, ещё будучи студенткой, она успешно сыграла роль Коробочки из "Мёртвых душ" Гоголя, а в 25 лет - роль Кабанихи из "Грозы" Островского. Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами.
Когда в Театр киноактера пришёл Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу "Бедность не порок", он поручил Савиновой роль первой гостьи - властной старухи. Несмотря на то что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришёл в Малый театр и сказал: "Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!" Актриса была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной…
В 1963 г. Екатерина Савинова сыграла свою "звёздную" роль - в картине собственного мужа "Приходите завтра" она создала образ сибирской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву поступать в консерваторию и после ряда забавных приключений покорила столицу. Сценарий фильма писался для Савиновой и под Савинову, в него вошло многое из её биографии. Однако, эта роль, как и большинство предыдущих, досталась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москве путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Савинову на главную роль. Вместо неё была найдена актриса помоложе, успевшая сыграть главную роль в одном фильме про любовь. Стараниями мужа-оператора эта актриса смотрелась свежее и ярче, чем Савинова. Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять своё мнение. В итоге с прежним оператором он расстался, взял вместо него другого - Радомира Василевского - и снял превосходный фильм, который вошёл в классику отечественного кинематорграфа.
После выхода фильма на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, в фильме Савинова озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!
Но судьба картины складывалась не просто. Вот что рассказывает Евгений Ташков: "Когда было снято 800 метров - почти треть картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!" Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съёмки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: "Дуракам полработы не показывают".
Когда съёмки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Почему? Потому что скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда "официальным" скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, - Николай Васильевич…
Далее...
|